История кафедры

История возникновения кафедры практической психологии берет свое начало в феврале 1989 года. Первые два года кафедра имела название психологии и педагогики, в 1991 г. была переименована в кафедру психологии, философии и образовательных технологий. Современного вида кафедра приобрела в 2013 году, когда стала называться кафедрой практической психологии.

1

Руководителем кафедры в течение 1989-2012 гг. была профессор Светлана Петровна Бочарова, доктор психологических наук, академик Балтийской педагогической академии. Кругом ее научных интересов были проблемы общей, педагогической, социальной и инженерной психологии. Результаты исследований, проведенных С.П. Бочаровою, отражены в публикациях, в том числе в монографиях и учебниках. В этой же научной области за время работы Светланы Петровны проводили исследования аспиранты и сотрудники кафедры – 12 из них защитили кандидатские диссертации (С.Г. Кисель, С.М. Кучеренко, В.В. Плохих, Т.С Сапєльнікова, Е.А. Авраменко, В.А. Логинов, А.К. Польшин, В.И. Блинов, И.А. Відєнєєв, А.В. Землянская, И.А. Филенко, А.А. Авєршін).

Кафедра принимала активное участие в деятельности специализированного совета по защите диссертаций (специальность 19.00.03 – “Психология труда, инженерная психология”). Членами совета были проф. С.П. Бочарова, доц. В.В. Плохих (ученый секретарь), доц. И.А. Ведєнеев, доц. С.Г. Кисель – они выполняли функции научных руководителей, оппонентов, рецензентов.

Ученые кафедры психологии проводили госбюджетные научные исследования по теме “Формирование психологической культуры студентов инженерно-педагогических специальностей”.

Совместно с Институтом педагогики и психологии профессионального образования АПН Украины выполнялись хоздоговорные работы по теме “Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки инженеров-педагогов”: по проблемам оперативной памяти операторов аэродинамических систем (рук. доц. В.В. Плохих); по проблемам деятельности операторов транспортных систем в экстремальных условиях (рук. доц. С.М. Кучеренко).

2

Состав кафедры (2006 г.)

Первый ряд (слева направо): Иванченко А. С., Галкина Г. В., Бочарова С. П., Сапєльникова Т. С., Белоцерковская Ю. А.

Второй ряд: Кучеренко С. М., Филенко И. А., Заник Ю. Б., Кисель С. Г.

3  4    5

 

 

 

 

 

 

 

6   7

С 2012 г. кафедра практической психологии возглавляет Соколова Ирина Михайловна – доктор психологических наук по специальности 19.00.02 – психофизиология, профессор кафедры практической психологии УИПА, а также кафедры психиатрии, наркологии и медицинской психологии ХНМУ. Имеет две монографии, 4 патента на изобретение, более 80 статей. Является руководителем НИР по теме «Социально-психологические основы Предупреждения дезадаптации студентов инженерно-педагогических специальностей в процессе обучения». Сфера научных интересов: вопросы психофизиологии человека и клинической психологии, психотерапия и психокоррекция, неврозы.

В 2010 г. была открыта специальность «Практическая психология», которая является уникальной среди психологических специальностей вузов Харькова.

Студенты изучают более чем 50 специализированных дисциплин, направленных на получение глубоких теоретических и практических знаний в области психологии.

При кафедре доц. Т.С. Сапельниковой была организована психологическая служба для студентов и сотрудников Сейчас психологическая служба существует как отдельное подразделение, в котором работают практические психологи.

Психологическая служба на данный момент изучает вопрос адаптации иностранных и отечественных студентов к окружающей среде, помогает в повышении уровня адаптации иностранных студентов к украинского социокультурного и образовательного пространства. Относительно этого практическими психологами проводятся опросники, методики, направленные на выявление дезадаптации студентов.

Отдельно был разработан опросник практическим психологам Васильевой О.В. и сотрудником кафедры канд.. псих.наук, доцентом Никитиной О.П., направлен на изучение потребности в функционировании психологической службы ВУЗА УИПА глазами иностранных граждан.

Кроме изучения адаптации иностранных и отечественных студентов психологической службой проводятся изучение ценностных ориентаций, качеств, и обще психологических качеств отечественных и иностранных студентов. После полученных психодиагностических данных проводятся тренинговые занятия.

Новой для академии в начале 2012 года была начата работа гендерного центра, на базе кафедры педагогики высшей школы.

Психологическая служба совместно с гендерным центром разрабатывает анкеты для изучения уровня знаний по гендерному равенству и проведение тренинга по информированности студентов относительно этой тематики.

В настоящее время кафедра представлена в следующем составе: зав. кафедрой доктор псих.наук., профессор И.М. Соколова; канд. псих. наук, доц. Т.С. Сапєльникова; канд. псих. наук, доц. В.А. Олефир; канд..псих. наук, доц. О.П. Никитина; канд. псих. наук, доц. О.Н. Толкачева; канд. псих. наук, доц. И.В. Бабарыкина; канд. псих. наук Э.О. Акритиду; канд. псих. наук. Ю.А. Белоцерковская; старший преподаватель О.С. Иванченко.

НАУЧНАЯ ШКОЛА ДОКТОРА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА БОЧАРОВОЙ СВЕТЛАНЫ ПЕТРОВНЫ.

Общая характеристика научной школы «Проблемы психологии памяти» была основана доктором психологических наук, профессором Бочаровою Светланой Петровной в 1977 году. Именно в этом году Бочарова С.П. защитила в Ленинградском университете университете докторскую диссертацию на тему «Память как процесс переработки информации».

Основными направлениями научных исследований, которые проводились в рамках научной школы «проблемы психологии памяти», были:

– изучение закономерностей познавательных процессов личности (памяти, мышления);

– изучение закономерностей переработки информации в системах «человек-техника»;

– изучение психолого-педагогических условии закономерностей оптимизации профессиональной подготовки инженеров-педагогов.

Выполнялись научные работы, связанные с разработкой новых комплексных психодиагностических методов психологического сопровождения деятельности специалистов различных организаций и предприятий; проводятся социально-психологические исследования по оптимизации психологического климата в трудовых коллективах; совершенствуются существующие методы профориентации и профессионального отбора на предприятиях различных отраслей народного хозяйства, обучение в профессиональных учебных заведениях.

Важным направлением научной школы были исследования социально-психологических и психологических условий надежности и эффективности деятельности персонала промышленных предприятий, определению принципов формирования продуктивных и высокоорганизованных коллективов на предприятиях и организациях.

Изучались психологические основы подготовки персонала педагогических и профессионально-технических учебных заведений к успешной учебной и воспитательной деятельности; разрабатывались методы определения групп молодежи с девиантными формами поведения среди учащихся профессионально-технических заведений; оказывались социально-психологические и психологические факторы социальной дезадаптации подростков и лиц юношеского возраста; признаются оптимальные методы, формы и содержание психокоррекционной и психолого-профилактической работы с молодежью, относящейся к группе риска.

Школа С.П. Бочаровой включает более 100 ее учеников, которые работают в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах Украины. В их числе аспиранты и сотрудники кафедры практической психологии УИПА.

В традициях научной школы С.П. Бочаровой работала специализированный ученый совет по защите диссертации К64.108.03 (специальность 19.00.03 – «Психология труда; инженерная психология»). Членами совета были проф. С.П. Бочарова (председатель совета), проф. М.А. Кузнецов, проф. О.Г. Солодухова, проф. Е.В. Землянская, доц. И.А. Филенко, доц. И.А. Веденеев, доц. С.М. Кучеренко, доц. Т.С. Сапельникова, доц. И.М. Соколова. Они выполняли функции научных руководителей, оппонентов, рецензентов. В состав этой специализированной ученого совета также входили ученые, которые осуществляли экспертизу диссертаций на высоком уровне. С момента своего создания в 2001 году в совете было защищено двадцать диссертаций на получение ученой степени кандидата психологических наук, в том числе иностранными гражданами.

Научное наследие профессора С.П. Бочаровой

С.П. Бочарова выполнила и защитила кандидатскую диссертацию на тему «Опыт изучения типологических особенностей младших школьников в условиях учебной работы и в процессе игры» и докторскую диссертацию на тему «Память как процесс переработки информации», которая стала теоретической базой для создания новой школы.

С.П. Бочарова является автором более 200 научных и научно-методических работ, среди которых 6 монографий по специальным проблемам профессиональной педагогики и методики обучения, 5 фундаментальных учебников, 2 учебных пособия.

Под ее руководством защищено пять докторских и 40 кандидатских диссертаций. Ею подготовлено более 50 аспирантов и соискателей.

Она была руководителем или пение руководителем 16 завершенных научно-исследовательских работ, в том числе госдоговорных и прикладных, выполненных за счет госбюджета, и является на сегодня действующим руководителем научно-исследовательских работ.